Город Ланфан, расположенный в 80 км к югу от Пекина, знаменит своими фабриками по производству труб и музеем, который посвящен этому бизнесу. С недавних пор у горожан появился еще один повод для гордости: ежегодно в этих местах проходит крупнейший в мире слет почитателей голубей.
Все желающие могут воочию насладиться самыми быстрыми почтовыми птицами на планете. Местные знатоки, прежде чем узнать у продавца, почем тот или иной голубь, долго изучают внешний вид птиц, всматриваются в окрас перьев.
Подобный интерес объясним. Для верхушки китайского среднего класса держать дома чемпиона среди почтовых голубей сродни владению престижной иномаркой, что-то вроде подтверждения собственного статуса. Более того, богачи из Поднебесной возятся с голубем, купленным в Бельгии по грабительским ценам, словно это коллекция вин из Бордо. И не зря: на птицах можно отлично заработать.
Николас Гизельбрехт – основатель Pigeon Paradise, наиболее престижного бельгийского аукционного дома, специализирующегося на голубях. В виртуальном пространстве он сводит заводчиков птиц из Европы с богатыми покупателями из Китая. В конце января этого года Николасу удалось установить рекорд. Он продал одну из особей за 250 тысяч евро магнату из Поднебесной, который использует голубя для разведения чемпионов.
– Однажды я продал такую птицу одному китайцу, который внезапно разбогател, – рассказал Metro голландский заводчик голубей. – Сначала он купил дорогой Audi, на котором не мог ездить: дороги в его городе оставляют желать лучшего. Теперь пичуга – символ его статуса.
Мишель Ванлинт провел 20 лет на Тайване, а теперь, по возвращении в Бельгию, поставляет голубей состоятельным китайцам. О своих доходах он, впрочем, говорить не хочет: «Вы что, из налоговой?» Он продает птиц в среднем по 600–2000 евро каждую.
Фанат голубиных гонок Чен Джан Вэн утверждает, что получил BMW в качестве главного приза на соревнованиях, где его подопечный победил.
– Каждый месяц я трачу на своих птиц по 15 тысяч евро, – признался он.
В некоторых гонках принимают участие до 20 тысяч голубей, а сумма призовых доходит до 200 тысяч евро.
– Легче всего работать на Тайване, где голубиные гонки разрешены, – считает Франсуа Мишо, заводчик из Бельгии. – В противном случае этот бизнес крышуется мафиозными структурами, а они идут на все, чтобы их ставленники побеждали, и готовы подставить других участников.
Пекинский обычай. Птицы в квартире
В Пекине держать дома голубей – уже традиция. Дзао машет рукой в сторону стаи птиц над его домом, и они отнюдь не бельгийские. Этот человек – скромный таксист. «Местные голуби летают быстрее. Поэтому я покупаю именно их», – делится он впечатлениями. По его словам, активно использовать голубей в почтовых целях стали во времена императорской династии Мин (1421–1644).
Армейские пичуги. Голуби на плацу
В эпоху Интернета и мобильной связи китайские власти не отказались от голубей. Около 10 тысяч птиц находится на службе в национальной армии. Они проходят подготовку в ВВС на юго-западе страны. Использование голубей в военных целях – еще одна традиция. В 1950 году в стране появился первый голубиный взвод. Птицы были привезены из Советского Союза и Польши.
Глас народа
М-р Синхуа, фармацевт: - На случай если бельгийские голуби не захотят размножаться в Китае, у нас припасены специальные фармацевтические препараты. Они производятся внутри страны и работают на 100 процентов.
Ли Цин, бизнесмен:
– Все мои мечты сбылись: я успешен в бизнесе, счастливо женат, а дочь учится в США. Теперь я хочу посвятить свое время какому-нибудь хобби. Голубиные гонки для меня идеально подходят. Гольф уже поднадоел.
Сан Сяо Мей, мигрант:
– Когда-то на своей родине в провинции Хэнань мы с мужем разводили голубей. Но там не было работы, мы были вынуждены переехать. Здесь на ярмарке голубей я чувствую ностальгию.